Главная / Новости / Принято участие в общественных обсуждениях проекта новых Правил противопожарного режима в Российской Федерации

Принято участие в общественных обсуждениях проекта новых Правил противопожарного режима в Российской Федерации

16 Апреля 2020

 

 

Замечания и предложения по проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (информация с общественного обсуждения на сайте https://regulation.gov.ru/projects#npa=98651)

 

 

1. Повлияет ли принятие проекта НПА на расходные обязательства субъектов Российской Федерации?

Ушаков Евгений Алексеевич

31.03.2020 16:04

Ответ: Да.

Все объекты защиты, которые содержатся за счет субъектов Российской Федерации (в том числе объекты образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и т.д.), будут нуждаться в дополнительном финансировании, так как проектом Правил противопожарного режима в Российской Федерации (далее-проект) вводятся новые требования, не предусмотренные действующими Правилами противопожарного режима в Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390), а именно:

пунктом 21 проекта вводится требование по проверке огнезащитной эффективности примененных средств огнезащиты исключительно организацией, аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке – на сегодняшний день постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225
«О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию
и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» проведение работ по проверке огнезащитной эффективности примененных средств огнезащиты не подлежит лицензированию; кроме того, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности не установлено требований по аккредитации организаций, проводящих  проверку огнезащитной эффективности примененных средств огнезащиты;

введение требования подпункта г) пункта 23 проекта по запрету на установку глухих решеток на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами – необходимо будет имеющиеся решетки переоборудовать на раскрывающиеся или закупать полностью новые раскрывающиеся;

введение требования абзаца второго пункта 25 проекта по закрытию на замок дверей чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов,
в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей – для реализации данного требования необходимо будет закупать замки;

введение требования пункта 31 проекта по обязательности хранения документации, подтверждающей пределы огнестойкости, класс пожарной безопасности и показатели пожарной опасности для отделки фактически примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них и  материалов - документация отсутствует на объектах защиты, так как предъявляется соответствующей комиссии при вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию, в этой связи потребуются дополнительные денежные средства для восстановления данной документации;

введение подпунктом з) пункта 41 проекта требования по запрету на прокладку электрической проводки по горючему основанию – реализация данного требования потребует дополнительного финансирования для перекладки электрической проводки на негорючее основание;

введение четвертым абзацем пункта 53 проекта требования к указателям со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными постоянно или
в ночное время - реализация данного требования потребует дополнительного финансирования на закупку данных указателей;

введение абзацами вторым и третьим пункта 55 проекта требования
к исполнению пожарных шкафов из негорючих материалов, а также обеспечение открывания дверей шкафов не менее чем на 160 градусов – реализация данного требования потребует дополнительного финансирования
на закупку таких пожарных шкафов и переноса пожарных шкафов вместе
с пожарными кранами в места где будет возможно открывание дверей шкафов не менее чем на 160 градусов (так как сейчас данный показатель составляет 90 градусов)

 

Комментарий разработчика:

Введение новых положений, предусматривающих проверку огнезащитной эффективности средств огнезащиты исключительно организацией, аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, направлено на повышение качества выполнения работ, а также установления в последующем ответственности для подобных организаций за не качественно выполненную работу. Как показал анализ проверки объектов, а также пожаров, произошедших на подобных объектах. Не качественно выполненная огнезащита значительно снижает предел огнестойкости конструкций, что приводит к их обрушению как в период эвакуации людей, так и в процессе работы пожарных подразделений при тушении пожаров, что в свою очередь может привести к гибели и травмированию людей.
Запрет на установку глухих решеток на окнах и приямках у окон подвалов распространяется исключительно на окна, являющиеся аварийными выходами, и направлен на обеспечение безопасного и своевременного выхода людей.
Установление требования на закрытие на замок дверей чердачных помещений, а также технических этажей и подвалов направлено не только на ограничение занесения источника огня в пожароопасные помещения, но и на предотвращение избыточного нахождения людей в подобных помещениях, не предназначенных для постоянного пребывания и не оборудованных системами противопожарной защиты, направленными на обеспечение своевременной и безопасной эвакуации людей.
Установление требований по хранению документации по конструкциям и материалам направлено на предотвращение установления избыточных требований надзорными органами при проведении проверок. Все выполненные мероприятия соответствуют представленной документации.
Требование по запрету на прокладку электрической проводки по горючему основанию установлено на основании анализа произошедших пожаров. По официальной статистике большинство пожаров (более 80%) связано с электротехническими причинами. Данные положения позволят сократить количество пожаров и избежать травмирования и гибели людей по причинам неисправности электропроводки.
Установление требований к указателям к источникам противопожарного водоснабжения со светоотражающей поверхностью либо световыми указателям направлено на сокращение времени подачи воды на тушение пожара в ночное время. Оперативность и своевременность подачи сил и средств пожарных подразделений приведет не только к сокращению размеров пожара и возможного ущерба от него, но и к предотвращению гибели и травмирования людей.
Возможный ущерб от пожара значительно превышает возможные материальные затраты на реализацию указанных положений, а также положительный эффект от предотвращения пожаров и исключения гибели и травмирования людей.

Частично учтено

 

2. Является ли предлагаемое регулирование оптимальным способом решения проблемы?

Ушаков Евгений Алексеевич

31.03.2020 16:35

Ответ: Нет.

Прошу обратить внимание на то, что обозначенные проблемы, на решение которых направлено принятие предлагаемого НПА, не связаны
с правоприменением действующих Правил противопожарного режима
в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390).

Вообще непонятно какие конкретно избыточные, устаревшие и дублирующие требования пожарной безопасности содержат действующие Правила противопожарного режима в Российской Федерации?

Разработчик таких обоснований не приводит!!!

По моему мнению, действующие Правила противопожарного режима
в Российской Федерации, не стоит отменять в полном объеме
, поскольку, на самом деле, они не являются «камнем преткновения» при обеспечении пожарной безопасности объектов защиты.

Проблема избыточных требований создается из-за низкого уровня профессиональных знаний инспекторского состава органов государственного пожарного надзора.

Так, данными лицами, в большинстве случаев, при предъявлении требований пожарной безопасности не учитывается год постройки объекта защиты. В этой связи, на правообладателей объектов защиты возлагаются обязанности по выполнению действующих требований, по которым здания
не проектировались.

Кроме того, предъявляются требования документов без учета области их применения. Например, область применения СП 7.13130 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»:

пункт «1.1. Настоящий свод правил применяется при проектировании и монтаже систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, противодымной вентиляции вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений.».

Несмотря на это, требования СП 7.13130 предъявляют к объектам защиты, находящимся на стадии эксплуатации.

Помимо изложенного, на сегодняшний день обозначенная разработчиком проблема уже принципиально решена путем издания приказа МЧС России от 28.06.2018 № 261 «Об утверждении форм проверочных листов, используемых должностными лицами федерального государственного пожарного надзора МЧС России при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности».

Согласно пункту 30 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290) предмет плановой проверки ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).

         Вместе с тем, инспектора органов государственного пожарного надзора до сих пор не знают как заполнять проверочные листы и проводить по ним проверку.

         На основании изложенного предлагается:

         1. Главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору обеспечить проведение должностными лицами органов  государственного пожарного надзора плановых проверок соблюдения требований пожарной безопасности на объектах защиты исключительно
по проверочным листам, форма которых утверждена приказом МЧС России
от 28.06.2018 № 261.

         2. Повысить профессиональный уровень знаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор, путем введения аттестации данных лиц (как это предусматривалось ранее приказом МЧС РФ от 16.01.2003 № 20 «Об аттестации сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, выполняющих функции по осуществлению государственного пожарного надзора»).

         3. Запретить должностным лицам органов  государственного пожарного надзора включать в предписания требования документов, проверка которых
не предусмотрена проверочными листами, форма которых утверждена приказом МЧС России от 28.06.2018 № 261, а также привлекать
к административной ответственности за невыполнение таких требований.

 

 

 

Комментарий разработчика:

Актуализированная редакция Правил противопожарного режима разработана в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" на основании анализа произошедших пожаров, в том числе в лагере палаточного типа и природных, правоприменительной практики, поступающих обращений и запросов, а также практики проведения крупных международных мероприятий. Положения проекта также направлены на исключение устаревших, дублирующих и избыточных требований, в том числе маркировке огнетушителей, применения керосина, организации спичечного производства и т.д.
При этом, вопросы повышения уровня профессиональных знаний инспекторского состава надзорных органов, а также порядка применения проверочных листов не является предметом названного проекта постановления. Вместе с тем, положений актуализированной редакции будут использованы при актуализации положений проверочных листов.

Частично учтено

 

3. Существуют ли альтернативные (менее затратные и (или) более эффективные) способы решения проблемы?

Ушаков Евгений Алексеевич

31.03.2020 16:37

1. Главному государственному инспектору Российской Федерации
по пожарному надзору обеспечить проведение должностными лицами органов государственного пожарного надзора плановых проверок соблюдения требований пожарной безопасности на объектах защиты исключительно
по проверочным листам, форма которых утверждена приказом МЧС России
от 28.06.2018 № 261.

2. Повысить профессиональный уровень знаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор, путем введения аттестации данных лиц (как это предусматривалось ранее приказом МЧС РФ от 16.01.2003 № 20 «Об аттестации сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, выполняющих функции по осуществлению государственного пожарного надзора»).

3. Запретить должностным лицам органов государственного пожарного надзора включать в предписания требования документов, проверка которых
не предусмотрена проверочными листами, форма которых утверждена приказом МЧС России от 28.06.2018 № 261, а также привлекать
к административной ответственности за невыполнение таких требований.

 

Комментарий разработчика:

Необходимость проведения предложенных мероприятий в целом поддерживается. Вместе с тем, актуализированная редакция Правил противопожарного режима разработана в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины" на основании анализа произошедших пожаров и направлена на исключение устаревших, дублирующих и избыточных требований.
При этом, вопросы повышения уровня профессиональных знаний инспекторского состава надзорных органов, а также порядка применения проверочных листов не являются предметом названного проекта постановления. Однако положения представленной редакции будут использованы при актуализации положений проверочных листов.

Частично учтено

4. Оставьте своё мнение и/или прикрепите файл с предложениями.

Ушаков Евгений Алексеевич

31.03.2020 11:12

В пункте 1.4 формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта со средней степенью регулирующего воздействия (далее-форма) указано, что проблемой, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, является наличие избыточных, устаревших и дублирующих требований пожарной безопасности.

В пункте 1.6 формы указано, что целью предлагаемого регулирования является исключение избыточных, устаревших и дублирующих требований пожарной безопасности.

По мнению разработчика, утверждение постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» поможет решить обозначенные проблемы (пункт 1.7 формы).

Вместе с тем, ни формой, ни другими документами, размещенными вместе с проектом, не приводятся положения действующих на сегодняшний день Правил противопожарного режима в Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390) (далее-ППР № 1), которые, по мнению разработчика, являются избыточными, устаревшими и дублирующими требованиями пожарной безопасности.

  В качестве обоснования названных проблем в пункте 3.3 формы разработчик ссылается на информацию, полученную по результатам работы экспертных групп, а также в практической деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности.

При этом ни самой названной информации, ни ее текста (содержания) форма и другие документы не содержат.

Одновременно в качестве негативных эффектов, возникающих в связи с наличием проблемы, разработчик приводит «наличие избыточных затрат на обеспечение пожарной безопасности, несоразмерных уровню потенциальной опасности».

Изучив проект вместе с предлагаемыми к утверждению Правилами противопожарного режима в Российской Федерации (далее-ППР № 2), прихожу к выводу о нецелесообразности принятия данного акта, поскольку он не позволит достичь заявленных целей и не решит обозначенных проблем.

Вместе с тем, считаю необходимым предоставить свои замечания
и предложения по проекту ППР № 2
.

1. Как указано выше, непонятно какие конкретно избыточные, устаревшие и дублирующие требования пожарной безопасности предлагаемый проект устраняет? Фактически проект ничего не устраняет, так как сам по себе не исключает никаких норм, а напротив, их устанавливает.

2. Добавить пункт 1 ППР № 2 текстом следующего содержания
«На стадии эксплуатации объектов защиты должны соблюдаться проектные решения по обеспечению мероприятий пожарной безопасности, выполненные
в соответствии с действующими на момент проектирования требованиями пожарной безопасности».

Предлагаемая поправка позволит защитить проверяемых лиц от незаконных и необоснованных требований должностных лиц органов ГПН по выполнению требований пожарной безопасности на объектах защиты, проектирование которых не осуществлялось по данным нормам.

3. Ведение пунктом 2 ППР № 2 ранее не установленного требования
о том, что должностные лица организации, ответственные за пожарную безопасность, должны уметь пользоваться приемно-контрольными приборами систем противопожарной защиты, которое ранее не предусматривалось законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, является избыточным и не соответствующим целям данного проекта.

Кроме того, приемно-контрольный прибор систем противопожарной защиты в большинстве случаев находится в помещении с круглосуточным пребыванием людей-фактически в диспетчерском пункте (пожарном посте),
а пунктом 61 ППР № 2 предусматривается наличие в названном помещении инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта защиты, что подразумевает наличие знаний и умений у дежурного персонала пользоваться приемно-контрольными приборами систем противопожарной защиты.

4. В пункте 12 ППР № 2 абзац «В местах установки приемно-контрольных приборов размещать перечень помещений, защищаемых установками противопожарной защиты с указанием номеров шлейфов с извещателями.» изложить в редакции «В местах установки приемно-контрольных приборов должна размещаться информация с перечнем  помещений, защищаемых установками противопожарной защиты с указанием номеров шлейфов и извещателями.».

5. Из содержания пункта 21 ППР № 2 непонятно чего же все-таки руководитель организации обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты? Перечисления «..строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты и т.д.» неисчерывающие.

Кроме того, введение ранее не установленного законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности требования по проверке огнезащитной эффективности примененных средств огнезащиты исключительно организацией, аккредитованной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, является избыточным и не соответствующим целям данного проекта, так как потребует дополнительных денежных средств от правообладателей объектов защиты.

В этой связи, предлагается измененная редакция пункта 21 ППР № 1,
а именно «Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты, для которых проектной документацией на объекты капитального строительства предусмотрена соответствующая огнезащитная обработка, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.

В случае окончания гарантированного срока огнезащитной эффективности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты.».

6. Введение требования подпункта г) пункта 23 ППР № 2 по запрету на установку глухих решеток на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, которое действующими ППР № 1 не предусматривается, является избыточным и не соответствующим целям данного проекта, так как, в том числе, потребует дополнительных денежных средств от правообладателей объектов защиты по переоборудованию глухих решеток в распашные.

Кроме того, данное требование предусматривалось ранее пунктом 40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (утв. приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313) и в действующие ППР № 1 не вошло. Так зачем опять его вводить, создавая дополнительную нагрузку и неразбериху
в предпринимательском сообществе, да и не только, непонятно!?

7. Формулировка подпункта к) пункта 23 ППР № 2, запрещающая  «..хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие материалы», то есть фактически любых материалов, даже негорючих, не соответствует целям данного проекта, так как, фактически их ужесточает.

В этой связи необходимо текст подпункта к) пункта 23 ППР № 2 изменить на «устраивать в объеме эвакуационных лестничных клеток кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами  вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы».

Что касается запрета на размещение в объеме лестничных клеток каких-либо предметов, то подпунктом б) пункта 33 ППР № 2 это уже предусмотрено «размещать (устанавливать) на путях эвакуации и эвакуационных выходах
(в том числе в проходах, коридорах, тамбурах, на галереях, в лифтовых холлах, на лестничных площадках, маршах лестниц, в дверных проемах, эвакуационных люках) различные изделия, оборудование и другие предметы,
а также блокировать двери эвакуационных выходов».

При этом устанавливать дополнительно запрета на хранение под лестничными маршами негорючих материалов нецелесообразно, так как это не влечет за собой никаких рисков и не препятствует свободной эвакуации людей.

8. Подпункт о) пункта 23 ППР № 2 предлагается изложить в следующей редакции «эксплуатировать после изменения класса функциональной пожарной опасности здания, сооружения, пожарные отсеки и части здания, а также помещения, не отвечающие нормативным документам по пожарной безопасности, действующим при проведении данных работ, в соответствии
с новым классом функциональной пожарной опасности.

Данная редакция направлена на недопущение нарушения положений статьи 54 Конституции Российской Федерации.

9. Второй абзац подпункта п) пункта 23 ППР № 2 изложить в следующей редакции «Для объектов защиты, на которые отсутствует проектная документация, должны реализоваться требования пожарной безопасности, установленные к их функциональному назначению, и действующими на момент проведения названных работ.».

Предлагаемая редакция «увяжет» первый и второй абзацы подпункта
п) пункта 23 ППР № 2 и обеспечит соблюдение положений статьи 54 Конституции Российской Федерации.   

10. Требование пункта 24 ППР № 2 некорректно.

Так, разработчиком предлагается проведение эксплуатационных испытаний наружных пожарных лестниц, наружных лестниц 3-го типа, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре.

 Вместе с тем, статьей 39 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее-
123-ФЗ) определено, что лестницы, предназначенные для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, подразделяются на следующие типы:

1) внутренние лестницы, размещаемые на лестничных клетках;

2) внутренние открытые лестницы;

3) наружные открытые лестницы.

Таким образом, предлагаемые разработчиком к испытанию наружные пожарные лестницы и наружные лестницы 3-го типа являются наружными открытыми лестницами.

В этой связи, предлагается изложить пункт 24 ППР № 2 в следующей редакции «Руководитель организации обеспечивает содержание наружных открытых пожарных лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, а также ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний наружных открытых пожарных лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии
с технической документацией или паспортом на такое изделие.».

Предлагаемая формулировка полностью соответствует заявленным целям разработчика, так как, в сравнении с действующими положениями пункта 24 ППР № 1, лишь, уточняет каких именно лестниц необходимо проводить эксплуатационные испытания.

11. Введение требования абзаца второго пункта 25 ППР № 2 по закрытию на замок дверей чердачных помещений, а также технических этажей
и подвалов, в которых по условиям технологии не требуется постоянного пребывания людей, которое действующими ППР № 1 не предусматривается, является избыточным и не соответствующим целям данного проекта, так
как, в том числе, потребует дополнительных денежных средств
от правообладателей объектов защиты по закупке необходимого количества замков.

Кроме того, данное требование предусматривалось ранее пунктом 44 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (утв. приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313) и в действующие ППР № 1 не вошло. Так зачем опять его вводить, создавая дополнительную нагрузку и неразбериху
в предпринимательском сообществе, да и не только, непонятно!?

12. Подпункт д) пункта 29 ППР № 2 предлагается изложить в следующей редакции «число людей, одновременно находящихся в залах (помещениях) не должно превышать количества, установленного в проектной документации на соответствующий объект капитального строительства.

При отсутствии информации по максимальному допустимому количеству людей в залах (помещениях) правообладателю объекта защиты необходимо самостоятельно определить данные значения, указав их в инструкции о мерах пожарной безопасности. Определяя названные показатели, необходимо исходить из фактически имеющихся посадочных мест в залах (помещениях)».

Предлагаемая же разработчиком «формула» определения максимального допустимого количества людей в помещении исходя из расчетной площади, приходящейся на одного человека не менее 1 м2 на человека, является необоснованной и не соответствующей целям проекта ввиду избыточности  требования.

13. Пункт 31 ППР № 2 подлежит исключению в полном объеме, содержащиеся в нем требования ранее не предусматривались законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, являются избыточными и не соответствующими целям данного проекта.

Каким образом правообладатель объекта защиты будет восстанавливать документацию, подтверждающую пределы огнестойкости, класс пожарной безопасности и показатели пожарной опасности для отделки фактически примененных строительных конструкций, заполнений проемов в них и  материалов?

Названная документация отсутствует на объектах защиты, так как предъявляется соответствующей комиссии при вводе объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Подтверждением же того, что объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности, является приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности, что прямо предусмотрено частью 1 статьи 144 123-ФЗ.

Все объекты защиты, в отношении которых проводятся проверки соблюдения требований пожарной безопасности органами государственного пожарного надзора, введены в эксплуатацию.

Таким образом, требование по повторному подтверждению правообладателями объектов защиты их соответствие требованиям пожарной безопасности является необоснованным, избыточным и не соответствующим целям данного проекта.

14. Пунктом 32 ППР № 2 разработчик предлагает расширить случаи, когда запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов не должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

Полагаю такие исключения, в принципе, неприемлемы для вопросов обеспечения пожарной безопасности.

Разработчик предлагает довериться системам автоматической противопожарной защиты здания, которые при сработке разблокируют двери эвакуационных выходов. 

На практике, не знаю, какими данными руководствовался разработчик, предлагая подобное, по своему опыту обследования объектов, в том числе совместно со средствами массовой информации, сообщаю, что в случае, если система автоматической противопожарной защиты здания не срабатывает (чего исключать нельзя), то необходимо в ручном режиме разблокировать двери эвакуационных выходов.

Кроме того, возможна элементарная техническая неисправность механизмов автоматического открывания дверей эвакуационных выходов.

Согласно пункту 50 статьи 2 123-ФЗ эвакуация - процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

Таким образом, движения людей не должно зависеть ни от чего, человек должен сам, без какой-либо помощи, независя ни от каких систем и устройств, следовать непосредственно наружу или в безопасную зону.

  В этой связи предлагается следующая редакция пункта 32 ППР № 2 «Запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

В учреждениях социального обеспечения (в том числе школы-интернаты, дома для престарелых и инвалидов, детские дома) дежурный должен постоянно иметь при себе комплект ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Другой комплект ключей хранится в помещении дежурного. Каждый ключ в обоих комплектах должен иметь надпись о его принадлежности
к соответствующему замку.

Руководителем организации, на объекте защиты которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.».

15. Подпункт г) пункта 33 ППР № 2 изложить в следующей редакции «фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении, а также снимать их».

Таким образом, исключается из предлагаемой формулировки разработчика возможность участия устройств, автоматически срабатывающих при пожаре, для закрытия дверей лестничных клеток, коридоров, холлов
и тамбуров.

Такое предложение обусловлено тем, что названные устройства могут
и не сработать при пожаре, а такую возможность необходимо исключить.

16. Подпункт з) пункта 41 ППР № 2 необходимо исключить, так как требование по запрету на прокладку электрической проводки по горючему основанию ранее законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности не предусматривалось, является необоснованным, избыточным
и не соответствующим целям данного проекта.

В противном случае правообладатели объектов защиты вынуждены будут изыскивать дополнительные денежные средства для перекладки электрической проводки на негорючее основание.

17. Четвертый абзац пункта 53 ППР № 2 необходимо оставить в прежней редакции действующих ППР № 1, а именно «Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.».

Предлагаемые разработчиком требования к указателям со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными постоянно или
в ночное время, не обоснованы, так как ранее законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности не предусматривались, избыточны и не соответствуют целям данного проекта (потребуют дополнительных затрат
от правообладателей объектов защиты).

18. Абзацы второй и третий пункта 55 ППР № 2 оставить в прежней редакции действующих ППР № 1, а именно «Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться
в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении.

Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов.».

Предлагаемые разработчиком требования к исполнению пожарных шкафов из негорючих материалов, которые были исключены из ППР № 1 постановлением Правительства Российской Федерации от 20.09.2016 № 947,
а также обеспечение открывания дверей шкафов не менее чем на 160 градусов, с 90 градусов, действующих требований сегодня, избыточны и не соответствуют целям данного проекта (потребуют дополнительных затрат
от правообладателей объектов защиты).

Например, на объектах старой постройки (1970-х годов) пожарные шкафы выполнялись из горючих материалов. Таких объектов множество! Пунктом 4.33 СНиП II-Г.1-70 требований по исполнению пожарных шкафов из негорючих материалов не предусматривалось.

В 1970-е годы построено множество детских садиков, школ, больниц
и других объектов, находящихся на обеспечении бюджетов разных уровней государственной власти.

Даже по таким объектам готово ли государство профинансировать выполнение вводимого требования? Проводились ли расчеты необходимых денежных средств?

Обеспечение вводимого требования по открыванию дверей шкафов
не менее чем на 160 градусов может быть в принципе невозможно. Например, если шкаф размещен в углу между двумя стенами, которые образуют угол в 90 градусов. В таком случае более чем на 90 градусов дверцу шкафа невозможно будет открыть.

19. Пункт 59 ППР № 2 предлагается изложить в следующей редакции «Правообладатель объекта защиты обеспечивает исправное состояние технических средств систем противопожарной защиты, организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией завода-изготовителя на технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и оформляет акт проверки.

Руководителем организации утверждается график проведения указанных проверок. При этом проверка работоспособности систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре проводится не реже 1 раза в квартал, проверка работоспособности систем противодымной защиты, автономных установок (устройств) пожаротушения и автоматических установок пожаротушения, а также внутреннего противопожарного водопровода – не реже 1 раза в полгода.

На объекте защиты должна храниться проектная документация на системы противопожарной защиты в случае, если данная документация разрабатывалась.

Если же проектная документация на системы противопожарной защиты не разрабатывалась, то на объекте защиты должна храниться исполнительная документация на системы противопожарной защиты объекта.

При эксплуатации здания (сооружения, строения), монтаже, ремонте и обслуживании систем противопожарной защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности, действующих при проектировании данных систем, и (или) специальных технических условий, а также регламент проведения технического обслуживания указанных систем.».

Возложение на правообладателя объекта защиты требований по оформлению акта проверки по техническому обслуживанию технических средств систем противопожарной защиты, утверждению графика проведения данной проверки и регламента проведения технического обслуживания указанных систем, хранению разделов проектной документации, содержащей решения по обеспечению пожарной безопасности, а также проектной
и технической документации на системы противопожарной защиты
и технические средства, функционирующие в составе указанных систем, ранее не предусмотренных законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности, избыточны и не соответствуют целям данного проекта (потребуют дополнительных затрат от правообладателей объектов защиты).

Кроме того, все работы, связанные с техническим обслуживанием систем противопожарной защиты, подлежат лицензированию в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию
и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».

В соответствии с частью 11.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации после окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.

Однако застройщик не всегда может быть правообладателем земельного участка, где осуществляется строительство объекта капитального строительства.

Кроме того, проектная документация может быть не передана от одного правообладателя другому, или попросту быть потеряна, чего также нельзя исключать.

Согласно частям 4, 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, к заявлению
о выдаче разрешения на строительство застройщик прилагает, в том числе:

материалы, содержащиеся в проектной документации;

проект организации строительства объекта капитального строительства.

Таким образом, экземпляр проектной документации на строительство объекта капитального строительства хранится в органах местного самоуправления по месту выдачи разрешения на строительство.

Частью 15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство, орган, выдавший данное разрешение, направляет копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктами 8, 9 статьи 15 Федерального закона
от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», пунктами 8, 9, 110, 111 Административного регламента МЧС России (утв. приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644) должностные лица органов ГПН не вправе требовать документы и (или) информацию, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организациям, соответствующие запросы должны быть направлены после издания распоряжения о проведении проверки.

В соответствии с пунктом 23 перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация (утв. распоряжением Правительства РФ
от 19.04.2016 № 724-р), в Минстрое России находятся сведения из разрешения на строительство.

Исходя из изложенного, должностное лицо органов ГПН имеет полное право и обязано (если это необходимо для достижения целей и задач проверки) направить запрос в Минстрой России на предоставление сведений из разрешения на строительство, а именно:

материалы, содержащиеся в проектной документации;

проект организации строительства объекта капитального строительства.

20. Абзац первый пункта 63 ППР № 2 изложить в следующей редакции «Руководитель организации, если это предусмотрено нормами проектирования для конкретного объекта защиты или территории, обеспечивает наличие
и содержание пожарных автомобилей в пожарных депо или специально предназначенных для этих целей боксах, имеющих отопление, электроснабжение, телефонную связь, твердое покрытие полов, утепленные ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава пожарной охраны.».

Предлагаемая формулировка внесет ясность, что данные требования распространяются только на те объекты защиты или территорию, нормами проектирования для которых предусмотрено наличие пожарных депо.

21. Пункт 69 ППР № 2 предлагается изложить в следующей редакции «Требования пожарной безопасности на объектах военного назначения, объектах производства, переработки, хранения радиоактивных и взрывчатых веществ и материалов, пиротехнических изделий, объектах уничтожения и хранения химического оружия и средств взрывания, космических объектах и стартовых комплексах, объектах горных выработок, объектах энергетики, являющихся особо опасными, технически сложными и уникальными
в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектах учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов, психиатрических и других специализированных лечебных учреждений, объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации могут устанавливаться в иных документах (охранное обязательство и т.п.), учитывающих специфику таких объектов, разработка которых предусмотрена законодательными или нормативными правовыми актами. В таких случаях приоритетом для исполнения являются названные документы».

Предлагаемая формулировка позволит решить вопрос предъявления различными контролирующими (надзорными) органами взаимоисключающих требований.

Например, объект защиты культурного наследия имеет охранное обязательство, которым на правообладателя данного объекта возлагается обязанность не проводить работы, изменяющие его облик, объемно-планировочные и конструктивные решения.

Федеральным законом от 25.06.2002 № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее-73-ФЗ) в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Одновременно инспектор органов ГПН предъявляет требования, например, к геометрическим параметрам путей эвакуации.

Таким образом, правообладатель объекта защиты поставлен в тупиковую ситуацию: с одной стороны, он обязан выполнять требования охранного обязательства, за невыполнение которых предусмотрена административная ответственность по ст.ст. 7.13, 7.14.1 КоАП РФ, с другой - он обязан соблюдать требования пожарной безопасности, за неисполнение которых, также, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

  В письме МЧС России от 02.08.2013 № 19-3-1-3216 прямо указано, что требования 73-ФЗ должны учитываться при предъявлении требований пожарной безопасности к объектам культурного наследия.

На основании изложенного, предложенная редакция пункта 69 ППР № 2, в том числе, позволит реализовать в нормативном правовом акте позицию МЧС России, сформулированную в письме от 02.08.2013 № 19-3-1-3216 и, безусловно, будет отвечать заявленным целям проекта.

22. Содержание пункта 88 ППР № 2 противоречиво.

С одной стороны, запрещается хранение баллонов с горючими газами
в индивидуальных жилых домах, квартирах….., с другой - устанавливаются требования к одноквартирным жилым домам, в том числе жилым домам блокированной застройки, а также в помещениям зданий и сооружений,
в которых применяются газовые баллоны!

По общему правилу, установленному в пункте 62 ППР № 2, допускается наличие 1 баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления.

В этой связи, предлагается следующая редакция пункта 88 ППР № 2 «Пристройки и шкафы для газовых баллонов должны запираться на замок и иметь жалюзи для проветривания, а также предупреждающие надписи «Огнеопасно. Газ».

У входа в одноквартирные жилые дома, в том числе жилые дома блокированной застройки, а также в помещения зданий и сооружений, в которых применяются газовые баллоны, размещается предупреждающий знак пожарной безопасности с надписью «Огнеопасно. Баллоны с газом».

При использовании бытовых газовых приборов запрещается:

а) эксплуатация бытовых газовых приборов при утечке газа;

б) присоединение деталей газовой арматуры с помощью искрообразующего инструмента;

в) проверка герметичности соединений с помощью источников открытого огня.».

23. Разработчиком предлагается подпунктом д) пункта 104 ППР № 2 разрешить размещать торговые, игровые аппараты и вести торговлю на площадках лестничных клеток, в тамбурах и на других путях эвакуации, при условии не занижения к таким путям требований, установленных нормативными документами по пожарной безопасности.

Действующим подпунктом д) пункта 115 ППР № 1 названное условие не предусматривается.

С одной стороны, смягчение предлагаемых требований соответствует целям проекта, с другой – разработчик не учел, что подпунктом б) пункта 33 ППР № 2 предусматривается запрет на размещение (установку) на путях эвакуации и эвакуационных выходах (в том числе на лестничных площадках, маршах лестниц, тамбурах) различные изделия, оборудование и другие предметы.

 Таким образом, подпункт д) пункта 104 ППР № 2 противоречит подпункту б) пункта 33 ППР № 2.

Кроме того, считаю, что установленный запрет действующим подпунктом д) пункта 115 ППР № 1 на размещение торговых, игровых аппаратов и ведение торговли на площадках лестничных клеток, в тамбурах обоснован – недопустимо повышать риск воздействия опасных факторов пожара на эвакуирующихся людей!

В этой связи предлагается следующая редакция подпункта д) пункта 104 ППР № 2 «размещать торговые, игровые аппараты и вести торговлю на площадках лестничных клеток, в тамбурах, при этом на другие пути эвакуации данное требование не распространяется, при условии, что размещение торговых, игровых аппаратов и ведение торговли не занижают к таким путям требования, установленные нормативными документами по пожарной безопасности».

24. Первый абзац пункта 105 ППР № 2 изложить в следующей редакции «Запрещается хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров на путях эвакуации».

Разработчиком же предлагается фактически разрешить хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров на путях эвакуации в торговом зале, что недопустимо и противоречит подпункту б) пункта 33 ППР № 2.

Каким образом человек сможет эвакуироваться из торгового зала, если пути эвакуации будут заставлены горючими материалами, отходами, упаковками и контейнерами?!

 

Комментарий разработчика:

Данный проект постановления разработан в рамках реализации механизма "регуляторная гильотина" и направлен на исключение устаревших и избыточных требований. В частности, исключаются требования по пломбировке огнетушителей, применению керосина, организации спичечного производства и многие другие. Также учтены обращения, поступающие в МЧС России как от представителей надзорных органов, так и от бизнес-сообществ. Кроме того, учтены предложения, поступившие от экспертных групп в рамках реализации приоритетного проекта "Реформа контрольно-надзорной деятельности".
Финансовые затраты на реализацию предложенных мероприятий значительно ниже, чем возможные последствия от пожара, способного привести к гибели и травмированию людей.
Необходимость обеспечения владения ответственным лицом приемно-контрольными приборами направлено на повышение уровня контроля за работоспособностью и исправностью систем противопожарной защиты, обеспечивающих своевременное обнаружение и оперативное информирование.
Проектом предусматривается, что проверка огнезащиты осуществляется на основании требований имеющейся проектной и технической документацией производителя. Контроль качества аккредитованной организацией предусматривается в целях повышения ее качества и установления ответственности за не качественно выполненную работу. Состояние огнезащиты непосредственным образом влияет на предел огнестойкости конструкций и, соответственно, на их устойчивость при пожаре на период эвакуации людей и работы пожарных подразделений.
Запрет установки глухих решеток распространяется исключительно на окна и приямки у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, и направлено на возможность безопасного выхода людей в случае пожара.
Применение на объекте недействующих нормативных документов противоречит законодательству Российской Федерации.
Установление требований по закрытию на замок дверей чердачных помещений и подвалов направлено на ограничение занесения источника зажигания и складирования горючей нагрузки в помещения, которые не оборудуются системами противопожарной защиты и в случае возникновения пожара в которых своевременное обнаружение пожара и иформирование людей о его возникновении не представляется возможным.
Требование по количеству людей устанавливается исходя из понятия объекта с массовым пребыванием, то есть в подобном помещении при площади 50 м2 возможно пребывание 50 людей.
Требование по наличию документации на материалы и конструкции направлена на ограничение избыточных требований надзорных органов при проведении проверок. Выполненные технические решения подтверждаются имеющейся документацией.
Для отдельной категории объектов (тюрьмы, психиатрические интернаты и т.п.) устройство запоров (замков) на дверях эвакуационных выходов, обеспечивающих возможность их свободного открывания изнутри без ключа, не представляется возможным. Поэтому предусматриваются иные варианты, позволяющие обеспечить безопасную эвакуацию людей с учетом специфики подобных объектов.
Возможность применения автоматически срабатывающих при пожаре устройств, разблокирующих двери при пожаре, установлена на основе мониторинга практики применения, с учетом реализации СКУД.
Необходимость исключения прокладки проводки по горючему основанию установлена по результатам анализа крупных пожаров, в соответствии с которым более 80% пожаров происходит по электротехническим причинам, в том числе неисправности электропроводки.
Предлагаемые положения по установке указателей со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями направлено на обеспечение своевременной подачи воды пожарными подразделениями в ночное время, что значительно сократит возможную площадь пожара, а также обеспечит предотвращение гибели и травмирования на пожаре.
Устройство пожарных шкафов из негорючих материалов направлено на обеспечение доступа к ним в случае возникновения пожара. При этом, учитывалось, что зачастую подобные шкафы располагаются на путях эвакуации и могут представлять дополнительную пожарную нагрузку.
Положения, предусматривающие хранение документации, направлены на исключение предъявления избыточных требований надзорными органами при проведении проверок. Все выполненные решения подтверждаются имеющейся проектной документацией.
При этом, в соответствии с ФЗ-69 "О пожарной безопасности" собственник несет ответственность за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты и, соответственно, должен обладать информацией о техническом состоянии систем противопожарной защиты.
Редакция пункта 69 проекта позволит обеспечить установление специфических требования для особо сложных и уникальных объектов и дополнительных изменений не требуется.
В пункте 62 устанавливаются общие требования по применению газовых баллонов, а в пункте 88 устанавливаются специфические требования для зданий для проживания людей.
В пункте 33 проекта устанавливаются общие требования. При этом, пунктом 104 устанавливаются определенные допуски с учетом мониторинга практики применения требований и поступающих в МЧС России обращений.

Частично учтено