Главная / Новости / Направлены предложения в проект федерального закона об изменениях в часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ

Направлены предложения в проект федерального закона об изменениях в часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ

12 Сентября 2018

Вносится Правительством

Российской Федерации

 

Проект

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменения в статью 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2007, № 26, ст. 3089; 2010, № 31, ст. 4208; 2011, № 1, ст. 54) следующее изменение:

статью 20.4 дополнить частью 1.1 следующего содержания:

«1.1. Нарушения требований пожарной безопасности, выразившиеся в неработоспособности или неисправности на объекте защиты наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения, электроустановок, электротехнической продукции, систем автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, противодымной защиты, несоответствии эвакуационных путей, эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности - 

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.».

 

 

Президент

Российской Федерации

Отзыв на проект Федерального закона

О внесении изменения в статью 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

1. Предлагаемый законопроект не дает четкого понимания о порядке применении мер административного наказания к лицам, нарушившим требования пожарной безопасности.

В частности предлагается признать одним из составов административного правонарушения несоответствие эвакуационных путей, эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.

На сегодняшний день требований пожарной безопасности, предъявляемых к путям эвакуации и эвакуационным выходам достаточно много, начиная от материалов, применяемых для отделки стен, потолков, покрытия полов путей эвакуации, ширины и высоты эвакуационных выходов, заканчивая требованиями к эксплуатации, изложенными в пункте 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390).

При этом некоторые требования пожарной безопасности содержаться в нормативных документах по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения, в связи с чем, за невыполнение требований таких документов привлечение лиц к административной ответственности будет незаконно!

Так, пунктом 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ) определены задачи законодательства об административных правонарушениях, которыми, в том числе, являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

  В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В чем будет вина лица, нарушившего требования нормативного документа по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения?  Обязанность лиц выполнять требования нормативных документов по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения законодательно не закреплена.

 

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона
от 26.06.2015 № 162 «О стандартизации» стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 26.06.2015 № 162
«О стандартизации» установлено, что стандартизация в Российской Федерации основывается на принципе обязательности применения документов по стандартизации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона, а также включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.

В статье 6 Федерального закона от 26.06.2015 № 162
«О стандартизации» определены объекты стандартизации, в отношении которых документы по стандартизации применяются на обязательной основе (оборонная продукция, продукция, используемая целях защиты информации, продукция для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии).

Статья 26 Федерального закона от 26.06.2015 № 162
«О стандартизации» предусматривает, что применение национального стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту.

В подтверждении описанного выше, прошу обратить внимание на то обстоятельство, что в положениях КоАП РФ уже сегодня аналогичные нормы содержатся в статье 9.4 КоАП РФ - Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий).

На основании изложенного полагаю, что прежде чем применять меры административного наказания и вводить новые составы административных правонарушений, необходимо законодательно разделить нормативные документы по пожарной безопасности добровольного и обязательного применения. При этом предусмотреть частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ административное наказание исключительно за нарушение обязательных требований пожарной безопасности. После чего ввести меру административного наказания в виде административного приостановления деятельности объектов защиты в часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ, как это было изначально введено Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации». 

2. Законопроектом предусматривается привлечение к административной ответственности за неработоспособность или неисправность на объекте защиты электроустановок. При этом, разработчик не учел то обстоятельство, что к компетенции органов государственного пожарного надзора не относится контроль состояния электроустановок.

3. Законопроект не учитывает сложившуюся практику, когда торговые центры и другие крупные объекты защиты принадлежат не юридическим, а физическим лицам. В этой связи, такое наказание как административное приостановление деятельности, необходимо вводить и для физических лиц.

На основании изложенного, введение спецсостава в статью 20.4
КоАП РФ считаю нецелесообразным.   

 

 

С уважением,                              Евгений Алексеевич Ушаков

 

13.08.2018.